Ремесла Мезенского района.
1. Гончарное ремесло.
До начала XX века гончарным ремеслом в Тимощелье занимались во всех домах, а их было более ста. Лепили большие кубаны для кипячения белья, тазы, горшки, ладки (сковородки для приготовления рыбы), рукомойники, чашки, масленицы, солоницы, сальники (светильники), цветочники, кебасы (грузила для сетей), вьюшки и пр. Сушили и обжигали посуду в специальных избушках, поставленных где-нибудь в угорье. Каждой избушкой пользовалось несколько семей. Посуду покрывали свинцовой глазурью и называли «муравленой».
Особенно хороши были блюда для ритуального киселя. Дно украшали орнаментом – солнце с расходящимися лучами; иногда солнце заменял крест. Графический рисунок близок к орнаментам вышивки и росписи палащельских прялок.
Такие необычные блюдца, связанные с поминальным обрядом, и другую тимощельскую посуду по сей день лепят в Тимощелье.
2. Плотницкое мастерство.
Плотницкое мастерство, особенно в судостроении, берегах Белого моря издавна пользовалось у людей особым признанием.
Карбас - легкое и маневренное парусно - гребневое судно, древнерусского образца. Он пережил в веках другие типы судов.
Обычная лодка вмещает до 4 человек. А карбас вмещает до 100 человек если пожертвовать комфортом. Лучше транспорта для промысла еще и не придумали.
Для помора важны сколько ни красота и быстроходность. А крепость и устойчивость на морской волне, неприхотливость к морским отливам / приливам, которые дважды в день бьют его о жестокое дно.
Северный карбас имеет и еще одну особенность: он годен к волоку. Такое качество в его конструкцию заложили еще новгородцы, кочевавшие водочными путями на Север по рекам и озерам. Не страшно карбасу и плавание в весенних ледовых разводьях: при сжатии льды просто вытолкнут судно, как яйцо, на свою поверхность. И в этом случае, если перед выходом в ледовое плавание днище набить полозья, карбас легко превращался в сани.
Прочность судну придают матица (киль) и опругиштевни*, для которых мастер выбирает крепкую, часто слойную еловую древесину без синевы и заболони (ближайшего слоя к коре дерева).
Затем на хребет наживляются корабельные ребра шпангоуты. Беть — поперечный брус — нужный развал карбасу дает. Чем подбористее, тем судно ходче будет.
А уж на кости кладется набой* – доски одна на другую в накрой, а не в стык, как при строительстве других судов. Многие мастера считают: чтобы обшивка прильнула к шпангоутам.
Рубанки, топоры, стамески, молотки — таков нехитрый инструмент карбасника, который принимается за дело зимой, когда схлынут летние заботы.
*Набой- Доски, прибиваемые к бортам карбасов и других мелкого типа промысловых судов для поднятия их.
* Опруг (Упруг)- Шпангоут у промыслового судна. В частности, у шнеки и тройника три середних упруга, между которыми утверждаются перегородки, разделяющие судно на отделы, называются бабками.
* Штевень - последний прямой шпангоут у судна; их два: идущий к носу – форштевень, называется носовой боран, а идущий к корме – ахтерштевень – кормовой боран. Конец борана называется корг.
3. Изделия из дерева.
Народное творчество Мезени — памятник русского национального искусства. Внимание ученых с давних пор привлекали разнообразные изделия из дерева традиционным геометрическим орнаментом. Вся домашняя утварь — прялка и валек, братыня* и деталь ткацкого станка украшались вязью узора, в четко ритме которого, подчеркивая основной пластический силуэт изделия, выделяются «солярные» знаки — круги и ромбы, символы вечности, света и добра.
Мастер, делая такую вещь, подчас не подозревал, что выполняет традиционный древнейший узор, известный многим народам мира.
Изделия из дерева, украшенные геометрической, трехгранновыемчатой резьбой, и сегодня можно встретить почти в каждом мезенском доме.
Но самыми интересными изделиями мастера игрушки — шаркунки. Это традиционные мезенские изделия, собранные из тоненьких еловых дощечек разной длины. При их сборке получаются две четырехугольные призмы с общим основанием, а при пересечении дощечек — камеры, в которые вкладываются горошины или дробинки. Ручка и навершие украшаются резьбой. С большими шаркунами раньше ходили в лес чтобы их шумом отпугивать хищников. Шаркунками украшалась и упряжь лошади.
И очень красиво звучат шаркунки, звонкая дробь рассыпается от самого малого движения.
Полотухи - это небольшие берестяные корытца для веяния жита. Легкая и удобная, согнутая из одного куска бересты и «прошитая» большими стежками сосновой дранки, полотуха и в хозяйстве нужна, и вместе с тем, исполненная с большим вкусом, она радует глаз. Каждый предмет утвари в деревенском доме несет печать творческого подхода к форме и декору изделий.
* Братынь (братыня) - Старинная большая оловянная репчатой формы фигурчатая чашка с носочком для разлива по чашкам квасу и пива. В настоящее время братынь вышла из обихода столовой посуды и встречается как редкостный предмет – памятник старины.
4. Мезенская роспись.
Славились жители Мезени и искусством росписи по дереву. В долгие зимние вечера резали они из дерева прялки «коренушки» расписывали их «земляными» красками «вохрами» и «сажами». Правда, центром мезенской росписи (так она называется в научной литературе) было село - Палащелье в верхнем течении (сейчас это село относится к Лешуконскому району), но эта стала своеобразной визитной карточкой северного края. Роспись, украшающая прялки и короба одна из самых архаичных по стилистике в народном искусстве России. На охристом фоне «лопаски»* изображены лошадки и олени. Ритм движения спокоен, гордая поступь идущих как бы нескончаемыми рядами животных, символизирующих солнце и плодородие усиливается графической четкостью рисунка.
Остальную поверхность лицевой стороны прялки мастер описывал диагональными линиями, между которыми свободными движениями гусиного пера вписывались черные завитки спирали и волнообразные линии. Этот орнамент оживляет статическую поступь животных. Вверху так же свободно, легкими движения-рисовались охристые «гуськи» с черным оперением. Лицевая сторона мезенской прялки традиционна по композиции, зато при росписи тыльной стороны, обратной к пряхе, мастера давали волю своей неуемной фантазии. И чего здесь только не увидишь! Весь быт мезенской земли можно узнать, изучая прялки
Несколько иным был декор лукошек из сосновой дранки, которые также делались палащельскими мастерами. В них отсутствовало изображение человека, они расписывались чисто орнаментальными мотивами. Но все тот же виртуозный графический рисунок, исполненный черными сажами по охристому фону, что и на прялках, сближают эти изделия, делают их произведениями одной традиции росписи.
*Лопаста (Лопаска) – часть прялки, к которой привязывали куделю*, шерсть.
*Куделя-1. Тонковолокнистый мягкий лен.
2. Пучок волокна льна, пеньки или овечьей шерсти, приготовленный для прядения.
5. Медное литье.
Славилась Мезень и медным литьем. Основным центром этого промысла была деревня Кимжа, особенно интересны кимженские «коновальские» бляшки. Это небольшие прямоугольные пластины с прорезным рельефом. На них чаще всего изображен человек, держащий под уздцы двух лошадей. Изображение монументально, несмотря на небольшие размеры изделия. Носили такие бляшки кимженские коновалы — лекари лошадей. Они закрепляли бляшку на сумку с коновальским инструментом, и все знали, что этот человек может излечить лошадь, а бляшка как бы «оберегала» тот труд. Со временем это ремесло ушло из жизни.
6. Вязание.
Вязанные изделия имели в жизни мезенцев в прежние особое назначение. Все знают назначение тканого полотенца в свадебной обрядовости русского народа. Но не всем известно, что на Мезени часть функций полотенца была передана узорным рукавицам и тканым узорным поясам. Целые коробья руковиц, да носков (до сорока пар) должна была связать невеста для подарков родне жениха. Смысл орнаментов узорного вязания заключал доброе пожелание и оберегал владельца изделий от зла, болезней и несчастий. И случайно эти предметы сделались непременным атрибутом свадебной обрядовости на Мезени. Орнамент, который вывязывала невеста, излюбленный в ее родной стороне, был обережным знаком. И придя на чужую сторону со своими рукавицами, носками и «поесьями»*, были ее «защитниками», девушка как бы старалась «оберечь» и новую родню. С помощью узорных поясов «приручала» к себе новая хозяйка печь и хлев, куда она закидывала пояс. Узорными поясами украшался и сам свадебный поезд.
Теплые и красивые чулки, носки, рукавицы, связанные мастерицами Мезени — живой пример того, как развиваются традиционные народные промыслы.
*Поесья – пояса.
Источник1: https://urok.1sept.ru/articles/595286 .
Источник2: Мезень - край поморский: очерки – Арх.: Сев. - Зап кн. Изд - во, 1980. - 223 с., ил., 16 л. ил.
Источник3: Дуров И. М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 455 с.
Источник4: Моисеев И. И. Помóрьска говóря. Краткий словарь поморского языка говора. – Изд. «Правда Севера»; М.: «Белые альвы», 2011. - 372 с.
Источник5: https://www.glazovmuseum.ru/115-nosi-poyasok-ne-terya.. .
Фото взяты из открытых источников интернета.